Возвращенные имена
Публикации
Экспедиции и вахты
Музей 33 Армии
Наше творчество
Жизнь отряда
Фильмы о нас
База данных установленных имён солдат, найденных в Тёмкинском районе Смоленской области
Новости
Наши контакты
"ОБЕЛИСК" ВК
Архив новостей
 



По следам героического воздушного тарана (Историко-краеведческий альманах «Подмосковный летописец» №4(42) 2014г.)

Кирилл Низамутдинов, член Домодедовского краеведческого общества
(Домодедово)
 
7 июня 2014 года в Домодедовском районе из земли поисковиками были извлечены обломки самолёта, на котором 6 августа 1941 г. Герой Советского Союза Виктор Талалихин совершил ставший легендарным ночной таран в небе Подмосковья. Эта новость быстро распространилась в СМИ. Не прошло и месяца, как в среде интересующихся военной историей стали появляться различные толкования этого события. Некоторые поставили под сомнение даже сам факт обнаружения места падения самолёта. Вместе с тем у специалистов появилось множество справедливых вопросов. Их мы и рассмотрим.
 
Где же на самом деле упал И-16 Талалихина? 
 
     Любой человек, проезжающий по дороге от посёлка Добрыниха в сторону Троицкого, может увидеть гранитный обелиск, расположенный напротив военного городка. Надпись на нём гласит: «На этом месте 7 августа 1941 года упал самолёт лётчика, Героя Советского Союза Виктора Талалихина, после тарана фашистского бомбардировщика, рвавшегося к Москве». Стела установлена у подножья воронки.
     Казалось бы, всё просто. Вот тут и упал тот самый И-16. Вот воронка, вот надпись. Однако если это было так, не случилось бы нашего разговора. Наверно и я никогда не подумал бы, что памятник стоит не на своём месте, и что воронка искусственная, если бы не один момент. Лет шесть назад прочитал материал, в котором упоминалось, что много лет назад на место падения самолета В. Талалихина водили делегацию из некоего колхоза, и якобы показывали «в глухом лесу» воронку от самолёта.
     Возник вопрос — в каком таком глухом лесу упал самолёт, если памятник и воронка находятся на краю поля, в небольшом березняке у дороги? Этот момент серьёзно заинтересовал меня, и я стал искать информацию где только можно. Но, увы, при обилии различных публикаций, посвящённых подвигу Талалихина, никто не мог указать конкретного места падения его самолёта.
    А может быть, на том самом месте, где находится памятник, когда-то и был лес? Пришлось обратиться к довоенным картам Генштаба, но как ни странно — все очертания опушек, за редким исключением, сохранились до нашего времени в тех же границах, что и 70 лет назад. Поиски зашли в тупик. Расспросы местных жителей ни к чему не привели. Больше к этому вопросу я не возвращался.
    Сейчас может показаться странным — как так? Герой всесоюзного масштаба, а никто не помнит, куда упал его самолёт. Время не щадит ничего, и память в том числе.
    В 2011 г. отмечалось 70-летие начала Великой Отечественной войны, и вместе с тем — подвига Талалихина. Тут оказалось, что местные жители всё-таки помнили, где находилась историческая воронка. В канун годовщины неравнодушные местные жители из деревни Мансурово (городской округ Домодедово), среди которых был и староста деревни Пётр Дрябков, ещё мальчиком видевший воронку с обломками самолёта, решили найти это место, благоустроить его и возложить цветы в память знаменательного события 1941 года.

    Собрались, пришли в означенный район, и стали искать, но не нашли — лес зарос густым кустарником, и найти в нём небольшую воронку оказалось невозможно. Место падения истребителя Талалихина люди помнили и посещали до конца 1980-х гг. — в то время сюда ходили школьники, пионеры и другие, чтущие подвиг героя. Тропинка к воронке стала зарастать на закате Советского Союза и к настоящему времени полностью исчезла. Осталось только направление — к северу от деревни Мансурово...
 
Поиски продолжаются
 
     Лет семь назад работники Домодедовского лесного хозяйства вели плановые работы в лесу между деревней Мансурово и селом Юсупово, проводя санитарную рубку деревьев. Один из лесников, Олег Сураев, обратил внимание на проржавевшую табличку на одной из сосен. Надпись на ней читалась плохо, но можно было различить несколько слов: «...Упал самолёт.... Талалихина....». В двух метрах в стороне на ходилась небольшая воронка. Здесь же валялись несколько искорёженных железных предметов, похожих на обломки авиационной техники.
    Спустя несколько лет, в 2012 г. Олег Сураев случайным образом встретился с моим знакомым, Сергеем Еприкяном. В разговоре с ним лесник поведал о своей старой находке, а Сергей сообщил эту информацию мне. Благодаря этим людям поиски возобновились. Однако разведка на местности стала возможной только в июне следующего, 2013-го года.
     Лесник указал место достаточно точно, с погрешностью в 100 м, но сразу воронку найти не удалось. В тот день стало понятно, почему в 2011 г. мансуровцев тоже постигла неудача. Из-за того, что выборочно вырубили высохшие деревья, в лес стало поступать больше света, и в результате сразу же начали расти кустарники, высокая трава, молодые деревца. Кроме этого, спиленные стволы деревьев так и остались лежать на земле. Иными словами — в обозначенном районе находился самый настоящий бурелом.
    День поисков успехом не увенчался, но возникли новые вопросы. Не могла ли воронка полностью затянуться и стать неразличимой на местности? Не могли ли её закопать при каких-либо работах? И как её найти, учитывая эти варианты? Куда делась табличка?
    Собственно, табличка была самым интересным объектом — действительно ли на ней значилось имя Талалихина? Ведь лесник мог и перепутать — прошло около пяти лет с тех пор, как он увидел её в лесу. Деревьев спилили много — на одном из них могла быть и табличка... Найти её надежды не было.
    А как искать воронку, если она полностью затянулась? Только по металлическим обломкам при помощи металлодетектора. С этим всё было ясно. Продолжать поиски со всем необходимым инвентарём было решено осенью, когда опадёт листва. Оставалась надежда на то, что воронку всё же будет видно невооружённым глазом.
   В конце октября 2013 г. поиски продолжились. Для начала была обследована просека, которая тянется с запада на восток через предполагаемый район. И уже через полчаса прямо в старой колее прибор показал наличие цветного металла. Это был обломок дюралевой обшивки самолёта с характерными заклёпками, какие применялись в авиационной технике. «Прочесывание» леса вокруг этого места ничего не дало. По всей видимости, по просеке вывозили часть обломков, и небольшой фрагмент просто потерялся. Но стало ясно, что поиск идёт в правильном направлении. И долго искать не пришлось — уже через час обломки самолёта стали попадаться один за другим. На небольшом участке площадью примерно 30х30 м их было довольно много, в основном мелких. На многих была видна краска — зелёная, голубая, чёрная. За пределами этого квадрата ничего не попадалось. Никаких следов воронки здесь не обнаружилось, хотя какие-то неровности были заметны. Возникло предположение, что воронку закопали при вырубке, чтобы она не мешала технике. День подходил к концу, но ни таблички, ни точного места падения самолёта найдено не было.
    На следующий день была предпринята попытка проверить небольшие углубления в этом районе на предмет неоднородности почвы. Для этого применялся обыкновенный поисковый щуп — стальной прут длиной 1,5м, который втыкается в почву. По плотности грунта можно определить, были ли здесь когда-то ямы, в настоящее время засыпанные. Этот способ показал отсутствие каких-либо воронок на площадке с обломками. Это означало, что воронка находится где-то в другом месте. Где же? Всё вокруг было осмотрено, проверено металлодетектором, «прощупано» щупом. Оставался один уголок, сильно заросший и самый тяжёлый для поиска. Он-то и скрывал нашу цель.
    Воронка была обнаружена в 50 метрах от скопления мелких обломков. Совершенно неприметная, диаметром около трёх метров, частично залитая водой и заваленная кусками напиленных стволов деревьев. На такую лужу никто не обратит внимания. Щуп вошёл в грунт воронки. На глубине около метра он упёрся во что-то металлическое. Из отверстия, проделанного стальным прутом, на поверхность воды стали подниматься масляные круги. Металлодетектор показал наличие цветного металла по всему периметру воронки и на 2–3 метра вокруг неё. Скоро стало совершенно ясно, что этот металл является фрагментами алюминиевой обшивки самолёта. Но неожиданно среди этих обломков стали попадаться разорванные гильзы от крупнокалиберного пулемёта. Капсюли были не наколоты бойком, а, следовательно, патроны не были отстреляны. Боеприпасы взорвались в огне...
    Помнится, Виктор Талалихин сам говорил о том, что причиной тарана стало именно отсутствие боеприпасов! «Кончились патроны», — написано во всех публикациях! Значит это другой самолет? Или... Тут пришло время вспомнить про табличку на дереве. И действительно, она прибита к одной из сосен! Но сразу заметить её было невозможно — разросшаяся ель закрывала стальной прямоугольник своими ветками. Частично видно текст: «Здесь упал самолёт.....Талалихина.....» Под ней у корней дерева лежали две ржавые трубки с замысловатыми элементами крепления. Значит, прав был Олег Сураев.
    Итак, место падения самолета найдено. Но находки разорванных гильз противоречила тому, что эта машина принадлежала Талалихину. Так, может быть, это другой самолёт? Ведь всего в пяти километрах отсюда в годы войны располагался аэродром — естественно, немцы его бомбили, наши отбивали вражеские атаки, происходили воздушные бои. Не один истребитель был сбит в этих краях. Кроме того, много самолётов разбивалось из-за технических проблем. Все эти железные птицы падали и вокруг аэродрома. В нашей воронке могла лежать любая из них, а табличка могла быть банальной ошибкой.
    Здесь стоит обратить внимание ещё на одно обстоятельство. Уже в первый день поисков нам стало ясно, что самолёт Талалихина в том же 2013 году искал и кто-то другой. Он подошёл к воронке почти вплотную — этот человек (или группа лиц), точно так же вышел на площадку к западу от воронки, на которой наблюдается скопление мелких обломков самолёта. Его следы в виде небольших ямок, рядом с которыми валялись выкопанные металлические обломки, говорили о том, что работал он также металлодетектором. Однако воронки не нашёл, и, возможно, решил отложить поиски на некоторое время. Позже выяснилось, что остатки самолёта Талалихина хотели найти чёрные копатели. По всей видимости, на чёрном рынке обломки с богатой историей пользуются спросом. В сложившейся ситуации нужно было как можно скорее провести раскопки.
 
Долгожданная находка
 
   Табличка, прибитая к дереву у воронки, представляла из себя лист железа толщиной около двух миллиметров, в прошлом бывший деталью какой-то техники. На нём белой краской нанесли текст и прикрепили к сосне при помощи обыкновенных гвоздей. Было ясно, что изделие кустарное, изготовленное при помощи подручных материалов.
    Табличка была погружена в слабый раствор щавелевой кислоты, который хорошо удаляет ржавчину, не повреждая остатки краски, и в результате стал ясно читаем следующий текст:
                     «Здесь упал самолет героя
                     Советского Союза Викто-
                      ра Таллалихина на кото-
                      ром совершен первый ночной
                      таран на подступах к Москве
                      в годы Вел. Отеч. Войны»
    Характерна ошибка в написании фамилии — лишняя буква «л». На обратной стороне также читался текст:
                          «Табличка
                          установлена
                           пионеркой
                          Аллой Катько
                          по рассказам
                          очевидцев
                          22.08.71

    Несмотря на то, что табличка была установлена «по рассказам очевидцев», всё равно не исключалась возможность ошибки. Ведь на тот момент прошло 30 лет после описанных событий — даже живые свидетели могли не помнить точно, чей самолёт разбился в этом месте.
    Так или иначе, а раскопки стали необходимостью. Фото таблички и некоторых обломков самолёта были отправлены командиру Московского поискового отряда «Обелиск», Михаилу Полякову. Предложение о проведении раскопок он одобрил. Кроме того, Михаил подключил к проблеме представителей поискового отряда «Надежда» (г. Коломна), которые специализируются исключительно на поиске и установлении личности погибших экипажей самолётов.
    Зимой представители отрядов «Обелиск» и «Надежда» начали архивную работу в Центральном архиве Министерства обороны (ЦАМО). Каких-либо сведений о разбившихся самолётах в указанном районе найти не удалось, однако стали известны номера истребителей, на которых летал Виктор Талалихин. Архивные документы позволили уточнить модель И-16, таранившего немецкий бомбардировщик. Это был тип 29 — найденные обломки принадлежали именно этой модификации И-16. Ничто не противоречило тому, что они могли принадлежать самолёту Талалихина, но ничто и не подтверждало этого. Для разгадки этой тайны оставалось только вскрыть воронку и найти на обломках номер двигателя или корпуса самолёта.
    Провести экспедицию удалось только 7 июня 2014 г. Сводная группа в составе 15 человек прибыла на место рано утром. Здесь собрались поисковики из отрядов «Обелиск» и «Надежда», а также представители Домодедовского общества краеведов. Осмотрев воронку, по внешним признакам определили, что глубина её должна быть невелика — не более трёх метров. Для начала вокруг воронки на расстоянии пяти метров от края сняли грунт на штык лопаты. Кроме мелких обломков здесь ничего не обнаружилось. Приступили к самой воронке — из неё вытащили куски брёвен, ветки и начали углубляться в грунт. Сразу же стало ясно, что лет 15–20 тому назад местные дачники устроили здесь помойку — множество стеклянных бутылок, старой обуви, кусков полиэтиленовой плёнки и прочего мусора затрудняло раскопки. Вероятно, пока лес не был таким заросшим, для дачников не составило трудности привезти старый хлам сюда, за 150 метров от садового товарищества.
    Вскоре стали попадаться многочисленные обломки самолёта. Сначала мелкие куски обшивки, затем более крупные детали: в основном части каркаса, дюралевая обшивка, иногда фрагменты пулемётной ленты с взорвавшимися патронами калибра 12,7 мм от пулемёта БС. Основная масса обломков показалась на глубине полутора метров. От сильного удара при падении всё было сильно искорёжено и разорвано. Много предметов обгорело, некоторые даже расплавились. При горении бензина и моторного масла создавалась очень высокая температура. Однако детали, находящиеся глубже, были не тронуты пламенем и сохранились в отличном состоянии.
    Каждый извлечённый обломок тут же осматривался на предмет наличия номеров. Вскоре из ямы извлекли технологическую дверцу, на которой просматривались какие-то цифры. Сергей Катков, заместитель командира отряда «Надежда», не заглянув в копию архивного документа, по памяти утвердительно сказал — «Талалихин!» Номер на детали полностью соответствовал номеру из архива — 2921570. Заводской номер самолёта! Теперь все сомнения были развеяны — истребитель И-16 (тип 29) № 2921570, который был списан после тарана, его пилот — Виктор Талалихин.
Через некоторое время из земли вытащили небольшой фрагмент двигателя с заводским номером 633750. Эта цифра также совпадала с архивными документами. Впоследствии эти номера повторялись на других деталях. Ошибки быть не могло!
    Последовательно из воронки были извлечены многочисленные фрагменты фюзеляжа и агрегатов истребителя. Здесь присутствовали и различные механизмы управления, фрагменты приборов и приборной доски, сидения, бронеспинки, топливного бака, различные тяги, обрывки электропроводки, шланги и трубки топливной системы, стальные тросы. Также присутствовали части штурвала, кислородный баллон, генератор, обломки карбюраторов, магнето, шестерни редукторов, клапаны и другие детали механизмов. Во влажной почве сохранились детали из фанеры и перкаля, фрагменты кожаной обшивки сидения и даже индивидуальный перевязочный пакет, полностью пропитанный моторным маслом. Сохранились обрывки брезентовых ремней пристяжной системы кресла.
Поразило количество сгоревших патронов. Остатки боекомплекта пулемёта БС насчитывали около 160 штук, пулемёта ШКАС — не менее 450 штук. Гильзы встречались хаотично по всему раскопу, а также в лентах, которые находились в раздавленных патронных коробках. В раскопе обнаружили и несколько мелких искорёженных деталей пулемёта БС.
    Удивительно, но в сравнительно хорошей сохранности оказались бортовые часы, стрелки на которых остановились на 23 ч. 30 м. Минутная стрелка уцелела, часовая же обломилась, но место её излома позволило установить точное время. В худшей сохранности оказалась радиостанция. Основная её часть сгорела в огне и сгнила от времени, но некоторые узлы всё же были относительно целыми. Тип устройства РСИ-3, год выпуска 1940.
    К концу дня добрались до самой главной детали — двигателя. При ударе он был сильно повреждён, но состояние металла оставалось превосходным. Остатки масла и бензина, запах которых чётко ощущался в раскопе, законсервировали его. У найденного мотора М-63 отсутствовали лопасти винта — при столкновении с немецким самолётом они отломились. Характер воронки и положение двигателя помогли выяснить, что самолёт падал в направлении с востока на запад под углом 75°– 80°.
    После завершения раскопок и осмотра обнаруженных деталей стало ясно, что не хватает некоторых частей самолёта. Отсутствовали несколько элементов клапанной системы двигателя, одно из шасси, пулемёты ШКАС, пулемёт БС (за исключением нескольких фрагментов), детали крыльев, многие фрагменты фюзеляжа и др. По всей видимости, часть обломков, которые было возможно достать из воронки, увезли ещё в годы войны. Установлено, что основная масса деталей самолёта изготовлена с февраля по ноябрь 1940 года. Патроны боекомплекта пулемёта ШКАС выпуска 1938–1939 гг., пулемёта БС — 1940 г.
 
После раскопок
 
    После извлечения обломков самолёта из земли необходимо было вывезти их из леса в короткие сроки. Без тяжёлой техники сделать это не представлялось возможным, ведь двигатель по-прежнему находился в воронке на глубине 2,5 м. В тот же день на место раскопок прибыли руководители Домодедовского общества краеведов В.Н. Ведешкин и Ю.Н. Проскурин, которые оценили обстановку и приняли необходимые меры для транспортировки находок к месту временного хранения, и занялись вопросом дальнейшей музеефикации найденных предметов. На месте раскопок побывали сотрудники полиции, которые убедились в отсутствии взрывоопасных предметов.
    11 июня двигатель из воронки был извлечён, все обломки вывезены из леса. Активное участие в этом принимали домодедовские краеведы и члены поисковых отрядов. Директор ООО «Агроресурс» А.Н. Холев предоставил трактор и машину для транспортировки. На базе «Агроресурса» все обломки были отмыты от земли и хранились на складе до их передачи Домодедовскому историко-художественному музею.
    Вскоре после этих событий я решил найти ту самую Аллу Катько, имя которой значилось на табличке у воронки. Очень скоро это удалось сделать, но оказалось, что она мало что помнит об этом событии. В 1971 г. ей было 13 лет — отец привозил её на место падения самолёта Талалихина, он же изготовил и установил табличку, на которой увековечил имя дочери. Звали его Демьян Григорьевич Катько, ныне покойный. Однако мне довелось поговорить с братом Демьяна Катько, Геннадием Григорьевичем Катько, который в годы войны жил в деревне Матчино, расположенной в двух километрах от места падения И-16. Он же стал свидетелем самого тарана. Вот что он рассказал:
    «Эта летняя ночь была тёмной. В небе послышался рёв самолётов, и все жители выбежали из домов посмотреть, что происходит. В это время раздался удар, треск, а через некоторое время наступила тишина. На следующее утро все соседи обсуждали случившееся, а мы с отцом, инвалидом Первой мировой войны, поехали на лошади к месту падения самолёта — в лесу увидели дымящуюся воронку, возле которой находилось четыре или пять человек солдат. Потом односельчане рассказывали, что Талалихин на парашюте повис на дереве над речкой, но сам он не мог выбраться из воды — мешали стропы. Ему помог сторож. Он спросил лётчика, не немец ли тот, на что услышал утвердительное — "свой". Талалихина отвезли в сельсовет, откуда связались с аэродромом. А парашют Талалихин отдал местным девушкам, которые сшили из него для себя предметы одежды».
    Рассказчик, Г.Г. Катько о табличке знал и сделал ценные пояснения: «Не помню, в каком году, за Степыгиным у дороги ставили обелиск — в память воздушного тарана. Местные жители стали возмущаться, почему же его ставят не на том месте, где на самом деле упал самолёт. Старший брат (Демьян Катько) обратился в администрацию, чтобы выяснить этот вопрос, на что получил ответ — "К этому месту нет подъезда". И тогда Демьян с дочерью Аллой решили установить памятную табличку на месте падения сами. Алла училась в школе № 2 г. Домодедово, была пионеркой. Отец её работал на местном предприятии. Он изготовил табличку, и они вместе установили её у воронки».
    Таким образом, благодаря случаю история появления таблички у воронки стала нам известна в полном объёме. Более того, мы узнали некоторые подробности об установке памятника у деревни Степыгино.
    Подвиг Талалихина, протаранившего немецкий бомбардировщик в небе над Домодедовской землёй, стал широко известен уже в годы войны. Это был один из тех случаев, которые поднимали боевой дух в войсках, которые заставляли народ верить в победу. Позднее первый таран Талалихина навсегда вошёл в историю Великой Отечественной войны и историю авиации.
    Нам удалось прояснить некоторые подробности этого боя. Неизвестным ранее фактом стало наличие боеприпасов на борту самолёта. Почему Талалихин утверждал, что патроны закончились? Пожалуй, правды он мог не знать и сам. В жарком бою, раненый, он мог неправильно расценить обстановку — возможно, в результате перестрелки немецкой пулей перебило троса привода гашетки, и стрелять из пулемётов стало невозможно. Пытаясь стрелять, он видел, что стрельбы не происходит — мог подумать, что кончились боеприпасы. Возможно и другое — технические и боевые характеристики Хенкеля-111 и истребителя И-16 совершенно разные. На И-16 и управление, и ведение огня лежит на пилоте, в то время как у Хенкеля (экипаж четыре человека) — двое стрелков, которые ведут огонь в широком секторе, что является огромным преимуществом по сравнению с И-16. Учитывая это, Талалихин мог просто решить, что шансов противостоять такому противнику мало, а чтобы не упустить врага — решил таранить, когда представилась возможность.
Недавно открылась и ещё одна подробность. Из Центрального архива Министерства обороны мы получили ответ на наш запрос, в котором цитировался документ времён Великой Отечественной: «Сообщаю, что в ночь с 6-го на 7.8.1941 года примерно в 23-30 мл. лейтенант тов. Талалихин член ВЛКСМ при патрулировании в 7-й световой зоне на Н-4500-5000 метров обнаружил самолёт противника Не-111. После атаки из РС по самолёту противника (три залпа) самолёт противника задымил в правом моторе, повторил несколько раз атаку и израсходовал патроны пулемётов. Принял решение протаранить его...» (Из политдонесения 177 истребительного авиационного полка за август 1941г.).
    В этих строчках бросается в глаза фраза «РС...три залпа». В данном случае, РС означает «реактивный снаряд». Не секрет, что на истребителях И-16 в годы войны устанавливали реактивные неуправляемые снаряды РС-82, однако в борьбе с авиацией противника они были совершенно неэффективны. В основном ими поражали наземные цели. Исходя из этого выясняется, что в состав вооружения И-16 Талалихина входили и снаряды РС-82, которые он отстрелял по Хенкелю, и даже смог поджечь один из моторов. Почему ранее нигде не упоминалась эта деталь, можно только гадать.
    В скором времени в Домодедовском историко-художественном музее будут представлены многие находки, обнаруженные в ходе поисковых работ на месте крушения легендарного И-16. Здесь же находится тот самый двигатель, протаранивший вражеский бомбардировщик. Любой желающий сможет посмотреть на эти предметы, которые были скрыты в земле все эти годы.
 
 
Источники и литература:
1. «Ведомость списанных самолётов и моторов по частям ВВС МВО». ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп. 11307. Д. 136. Л. 343.
2. Газета «Известия» 8.08.1941 г.
3. Газета «Красная звезда» 8.08.1941 г.
4. «Карточка-донесение о повреждении материальной части самолета». ЦАМО РФ. Оп. 46687с. Д. 1. Л. 7. (Архивная справка № 4/п-31393 от 17.06.2014 г.)
5. «Отчёт о работе по обнаружению и подъему самолёта И-16 на территории г.о. Домодедово Московской области». Поисковый отряд «Обелиск», г. Москва. 2014 г.
6. «Политдонесение 177 ИАП за август 1941г.» ЦАМО РФ, Оп. 199819с, Д. 2, Л. 22. (Архивная справка № 4/п-31393 от 17.06.2014 г.
7. «Приказ 177 ИАП ПВО №18 от 31.08.1941 г.» ЦАМО РФ. Оп. 552700. Д. 1. Л. 43. (Архивная справка № 4/п-31393 от 17.06.2014 г.
8. Утехин С.Г. Виктор Талалихин. М., 1961.

← Назад

Главная | Об отряде | Исторические факты | Наша работаКонтакты
Дизайн, разработка и поддержка - Максименко Владислав, Ключников Дмитрий, Абрамов Дмитрий, Нагач Роман, Полякова Ольга.
Общественная организация Поисковый отряд "Обелиск", 2008-2024.